Два приема повествования в документалистике

Автор: | 17.10.2021

Статья 2.

Привет, киношник!

Кино, пусть даже документальное, рассказывает историю, которая должна вызывать сопереживания, но и давать зрителю делать свои выводы.

  • Мы можем показывать то, что рассказываем;
  • можем рассказывать то, что показываем;
  • а можем показывать одно, а говорить совсем о противоположном.

Есть два приема повествования в документальном кино — это оттенение и сопоставление.

Давайте разберем!

Например, в вашем фильме герой рассказывает о своей профессии. Например, он военный, и рассказывает как не просто быть военным, ранний подъем и т.д. И пока он говорит, вы показываете видео его службы. Это и есть оттенение.

А в тот момент когда говорящий говорит одно, а мы видим совсем другое – сопоставление.

Например, смотрели фильм «Лови волну», режиссеры Крис Бак, Генри Ю, Эш Брэннон. Это конечно не документальный фильм, но если вы помните он снять в виде документалистики, репортеры берут интервью. Так вот там есть момент, когда берут интервью у спасательницы — Лени. Она рассказывает, что нужно быть внимательной, что при ней не было ни одно плохого случая, а в это время на заднем плане, чуть было не тонет ребенок. То есть говорит одно, а показывается другое — сопостовление.

Знайте! И будьте осторожны!

С помощью монтажа можно сфальсифицировать любую информацию. Вам могут показывать одно, а подразумевать другой. Не попадайтесь в ловушку.

Теперь вы знаете два приема повествования документального кино. Попробуйте использовать их в своих проектах.

И удачи в ваших творческих начинаниях!

Фарида Алимова – режиссер, сценарист, преподаватель.