Снимем документальный фильм

Автор: | 13.11.2021

Статья 3

Привет, киношник!

Давайте представим, что мы хотим снять фильм о причинах развода. Как бы мы построили интервью, максимально раскрывая тему, и не выставляя собственного мнения о том, кто виноват, и что делать?

В начале этого года (или в конце прошлого — неважно) я говорила с одной женщиной, это было интервью, я думала снять фильм, но не получилось. Это очень милая, добрая, умная, аккуратная, красивая молодая женщина ей нет 30 (ей по-моему нет и 25).

В прошлом году, как мы все с вами знаем, появилась эта самая болезнь и строжайший карантин.

До карантина это девушка должна была выйти замуж. И свадьба была назначена на март. А мы помним, что было в марте 20-го года. Усложнилось все тем, что они застряли в разных городах.

Затем вроде были какие-то послабления. Они встретились и снова назначили день свадьбы, но теперь поскромнее. И снова карантин. Было сложно.

Но на следующее послабление, или в тихушку, я не знаю, они все же сыграли свадьбу.

Представьте, что ваш респондент рассказывает об этих трудностях. Мы сопереживаем за героев.

Но прошло три месяца или четыре и она ушла от него.

И здесь зритель, который бы смотрел этот фильм, размышляет. Кто-то из них скажет: «Ну, был же ей знак в лице коронавируса, не стоило». Или кто-то скажет: «Современная молодежь самая безнравственная, сазбеттер».

Но почему? Плохое воспитание? Но кто же воспитывал? Значит это старшее поколение виновато в плохом воспитании? Не думаю. Тогда что?

И мы снова пытаемся разобраться.

Итак пытаемся размышлять и задаем вопросы: «Он к тебе плохо относился? Повышал голос или еще хуже?» «Нет», сказала она и я узнала. «Тогда что?» Ее не устраивала жизнь с его родителями в отдаленной деревне. Потому что все, что ей нужно было делать с утра до вечера: убирать, готовить, убирать, готовить. А она имела не плохую карьеру в городе до свадьбы. И ни о какой работе речи не могло и быть, только домохозяйка.

И тут, если бы этот фильм состоялся, наши бы зрители поделились на два лагеря.

1. «Да, эти родители, эти дурацкие традиции, они всегда ломают дух молодежи».

2. А другие бы сказали: «Мы казахи, мы должны чтить традиции» и т.д. и т.д.

Но подождите с выводами. Тем более если вы режиссер. И как бы сильно вам не хотелось бы принять одну из сторон.

Я уже говорила о том, что у вашего зрителя должен быть выбор. То есть если сейчас вы подведете к тому, что виноваты родители, или, что виновата молодежь – вы лишите зрителя своего мнения.

В прошлой статье я говорила о таких приемах как оттенение и сопоставление.

Давайте к этому фильму добавим еще персонажей.

Но лучше найти тех, кто будет защищать каждую из двух точек зрения: и тех кто за традиции и тех кто за современность.

Думаю вы легко смогли бы найти семью, в которой и папа и мама и бабушка с дедушкой жили в одном доме – и очень счастливы.

И они бы сказали, что-то вроде: «Это и для детей хорошо. Это и забота и традиции. Это и достаток» и т.д. и т.д.

И возьмем семью, которая жила отдельно. И я вас уверяю они тоже скажут, что именно так и надо жить.

Конечно, если мы говорим о счастливых состоявшихся семьях.

Но пожалуйста, мы можем взять и несчастливые, распавшиеся браки. И те кто жили в большой семье скажут: «Во всем виноваты его родители» или ее. В семье, где живут отдельно, поверьте, тоже найдутся виноватые.

И вот вы и ваш зритель уже не делает поспешных выводов.

Тогда, блин, в чем проблема?

Давайте спросим у бывшего мужа.

Он говорит, что любит свою жену, но также и любит своих родителей.

Ай, молодец, наконец-то мы нашли того, кому можем аплодировать. А она сучка.

И естественно мы возвращаемся к нашей героине. «Не ужели ты не знала, что твой избранник так сильно любит своих родителей, что никогда их не оставит?» На что она ответила, и важно на это обратить внимание. «До свадьбы я говорила, что люблю работать, что хотела бы жить в городе» Ну, а он что? «Он говорил, что будет так как ты хочешь. Он всегда выполнял любой мой каприз. Чтобы я не говорила, он делал, до брака. А после свадьбы он перестал слышать меня»

То есть до свадьбы вы вообще не говорили, как вы будете жить? «Я думала будет все так же» То есть вы вообще не затрагивали тему, где вы будете жить, что вообще будете делать? «Я думала будет все так же» Вы вообще разговаривали до свадьбы?

Думаю дальше понятно.

Итак, кто виноват?

Теперь зрители снова делятся на два фронта: кто-то скажет:

1. «Это она дура,

2. а кто-то: «Он наплел ей лапшу на уши, вот она бедненькая и попалась.

3. Но найдутся и те, кто скажет, они оба виноваты, надо было заранее все обговорить. И все было бы честно.

И тут вы как режиссер внесете свою точку зрения, хотя режиссерам этого делать не рекомендуется, но все же заступимся за молодых.

Вы скажете: «Вы когда-нибудь влюблялись? Вы вообще представляете, что значит кого-то любить и безумно бояться его или ее потерять? Поверьте! В том самом чувстве эйфории, вы будете делать все, чтобы продолжать нравиться своей второй половинке. И вы ни за что не скажете то, что может обидеть или как-то оттолкнуть от себя любимого/любимую.

Наша героиня боясь поговорить о будущем, потому что боялась, что свадьбы может вообще не быть. Ее бывший боялся, что если скажет всей правды, то такую замечательную, как она, больше никогда не найдет.

Вы только представьте, что на земле есть люди, которые прожили всю свою жизнь 50, 70, 80 лет и так и не узнали, что значит любить и быть любимым.

И тут все задумались: «Вот блин, надо же».

И тут режиссер снова добавляет: «Но не было бы такого болезненного расставания, если бы сразу все оговорили».

Итак, кто виноват? Любовь? )))

Вот такой вот фильм. Теперь вы представляете, как можно построить фильм.

Вы потихоньку даете конфликт, и вроде решено, но нет, снова конфликт, решение, но нет. А в конце совсем другое.

А нету виноватых. Тогда что же случилось? Случилась жизнь!

И если вы научитесь разбираться глубже, а не поверхностно, давая ярлыки: этот плохой, тот хороший, Вы станете лучшим режиссером. Чего я вам и желаю!

И удачи в ваших творческих начинаниях!

Фарида Алимова – режиссер, сценарист, преподаватель.